Роль семьи в воспитании детей: коротко о главном

Семью можно назвать институтом формирования личности ребенка. Этот институт играет роль долговременную, во многом определяющую будущее маленького члена общества. Понятно, что влияние семьи может быть как позитивным, так и негативным, так как характер родителей сильно отражается на характере ребенка.
Перефразировав известную поговорку, можно сказать: «Скажи, из какой ты семьи, я скажу, кто ты», ведь семья воспитывает детей и отражает в ребенке себя. Родители, наполненные страхами и тревогами, не смогут воспитать отважных, целеустремленных детей. И, наоборот, порядочная семья с серьезными ценностями вряд ли увидит своих детей в ряду неудачников. Родители с негативным мышлением обязательно «наградят» свое чадо ворчливым, всегда и всем недовольным характером. Семья формирует у детей (особенно до пяти лет) стереотип отношения к окружающим людям и обстоятельствам, который в последующей жизни лишь «зацементируются». А если учесть то, что для ребенка родители являются неукоснительным авторитетом, то важно серьезно оценивать роль семьи в воспитании детей, чтобы не навредить им своими собственными руками.
Школа получает уже практически готовый «материал» в виде шести-семилетнего малыша, к личности которого она может только дополнить штрихи.
В семье достигается самое важное для ребенка – его тесная связь с родителями, через которую развивается его две основные функции коммуникации: чувство, осознание присоединения к людям (я принадлежу целому) и, с другой стороны, – его персонализация, осознание себя выделенной частью в коллективе (я – часть в целом) . Через родителей ребенок получает это ощущение своего единения с этим миром. Поэтому папе и маме так важно участвовать в жизни взрослеющего ребенка тем или иным образом, не заставлять с помощью игнорирования чувствовать себя отвергнутым, ненужным и неважным.
Самая главное, что может дать ребенку семья, - это любовь. Когда родители любят его за что-то, например, хорошее поведение, малыш не будет уверен в родительской любви и будет чувствовать себя небезопасно, так как он не может вести себя безукоризненно. Безусловная же родительская любовь принимает малыша просто так, ни за что; даже вопреки его поступкам или внешности, не соответствующей той, которую они ожидали. Каждый ребенок должен быть принят таким, какой он есть. Безусловное принятие не исключает наличие требований к ребенку, созидания его в определенных ценностях, моральных нормах. Главную роль семьи в воспитании ребёнка играют родители, но в этом процессе участвуют и бабушки с дедушками, и братья с сестрами, которые находятся рядом.
Насильственный, диктаторский метод воспитания может оказать на ребенка разрушительное действие. Это рождает у него затаенный гнев и злость, хитрость и обман, двойственную жизнь, а порой откровенную ненависть. Авторитарный родительский контроль ломает в ребенке личность и чувство собственного достоинства, инициативу и способность брать ответственность за свою жизнь.
Известная в области педагогики и психологии М. И. Лисина сделала некоторые выводы в области самоопределения детей дошкольного возраста в зависимости от системы семейного подхода к ребенку. Она определила две категории детей: с адекватным и неадекватным поведением. Неадекватность может проявляться в заниженной или, наоборот, завышенной самооценке ребенка, которая формируется на основе семейного воспитания.
Неадекватный ребенок с заниженной самооценкой формируется вследствие неправильной атмосферы в семье:
·Требование от чада «слепого» послушания
·К ребенку не проявляется внимания, с ним не занимаются родители
·Частые наказания и упреки, даже в присутствии посторонних
·Родители не мотивируют ребенка на достижения и успехи
·Постановка задач, не соответствующих возрасту или способностям малыша. У него формируется ложное понимание, что он никогда не сможет достигать положительных результатов
·Родители дают негативную оценку личности ребенка; еще хуже, если сравнивают с другими детьми
Неадекватность завышенной самооценки проявляется при следующем поведении родителей:
·Постоянная похвала и материальные вознаграждения за любые мелкие достижения
·Отсутствие порицания и наказания или очень редкие требования чего-то; избалованность
·Сравнивание с другими детьми в пользу своего ребенка, возвышение его в собственных глазах
Ребенок с адекватным правильным представлением о себе вырастает только у родителей с гибкой системой воспитания, где есть и наказание, и похвала:
·Ребенку уделяется достаточно времени и внимания
·Исключено откровенное восхищение ребенком в его присутствии
·Не используется мотивация постоянными подарками, но есть поощрение и одобрение хороших поступков, достижений в учебе. Родители не считают и не говорят ребенку, что он умнее, талантливее, красивее других сверстников
·Разумные требования, но отсутствие жестоких наказаний.
Самооценка малыша будет заложена высокой, но не завышенной, в случае если в семье внимание и забота о нем сочетается с требовательностью в достаточной степени. Если его наказывают, то это не унижает достоинства ребенка. А если он заслужил, то знает, что родители заметят это и одобрят поступок.
Излишняя опека тормозит развитие ребенка в семье. Родители могут взять на себя удовлетворение всех детских потребностей, не давая ребенку взрослеть и приобретать собственные жизненные навыки. Такие дети, лишенные своих обязанностей и определенных сложностей в жизни, не прилагают усилий и поэтому не смогут сформироваться в здоровую, полноценную личность.
Такой тип отношений в семье, как сотрудничество, взаимодействие, совместная постановка задач и достижение целей предотвратит развитие эгоизма или самоуничижения в характере ребенка. Коллективность и дружба в семье научает его в дальнейшем гармонично взаимодействовать с разными группами людей на любом уровне.